Самолет Як-40

            yak40-1 К середине 60-х годов прошлого века потребовался самолет для замены Ил-14 на местных воздушных линиях.В итоге появился самолет  Як-40,который с успехом заменил Ли-2,Ил-12 и Ил-14,имевшихся в большом количестве у «Аэрофлота».  Он продолжает трудиться и в ХХI веке.                                                                                                                                                                                           Первоначально  А.С.Яковлев рассматривал возможность создания турбовинтового самолета, но в конце концов остановился на турбореактивном лайнере. Его проект одобрило руководство Гражданской авиации. Планировалось, что  новый самолет будет иметь салон на 25 пассажиров, нестреловидное крыло и силовую установку , состоящую из трех ДТРД Аи-25,созданный специально для этой машины. Для того времени концепция предельно простого в эксплуатации и обслуживании реактивного лайнера,обладающего небольшой скоростью, была революционной.Можно сказать, что Яковлеву удалось открыть новое направление в авиации. Одновременно Як-40 был первым гражданским самолетом КБ Яковлева. Реализацию проекта осуществляла группа инженеров возглавляемая зам.генерального конструктора Ю.Г.Адлером. Ведущим инженером назначили сына А.С.Яковлева-Сергея. На создание самолета потребовался всего 1 год. 21 октября 1966 года летчик-испытатель Арсений Колосов поднял в воздух первый прототип, имеющий регистрацию «СССР-1966». Первые регулярные рейсы Як-40 начал выполнять 30 сентября 1968 года по маршруту Москва-Кострома. Строился самолет в Саратове, на том же заводе, где в годы войны производили истребители  Яковлева.

        За малый размер и обильное дымление двигате самолет получил прозвища-«бычок», «окурок», а за высокий расход топлива-«пожиратель керосина».

Як-40-первый отечественный самолет получивший сертификат качества в Западной Европе.

Як-40-самолет для местных авиалиний, способный перевозить 27-32 пассажиров на расстояние до 1500км, с крейсерской скоростью 510 км/час.

Фюзеляж, в зависимости от компоновки, рассчитан на 27-32 пассажирских кресла и имеет по 8-9 иллюминаторов с каждой стороны. Кабина  экипажа рассчитана на 2-х пилотов,но возможно место для б.механика.В заднее части салона располагается  буфет,гардероб,багажный отсек и туалет.В хвостовой части фюзеляжа расположен встроенный откидывающийся вниз трап.

Силовая установка включает в себя три двухконтурных турбореактивных двигателя Аи-25 тягой по 1500 кг, что позволяло самолету уверенно взлетать на 2-х работающих двигателях и выполнять горизонтальный полет на одном работающем двигателе.Двигатели расположены в хвостовой части фюзеляжа.Крайние  крепятся на пилонах по бортам,а средний размещен в фюзеляже и имеет S-образный воздушный канал и воздухозаборник над фюзеляжем.Средний двигатель на прототипах имел прямой срез в.заборника и не имел створок реверса. На серийных самолетах средний двигатель имел в.заборник с косым срезом опирающимся на небольшой гребень и оснащался створками реверсивного устройства,применение которого позволяло  укоротить длину пробега до 400 метров.Причем створки реверса-принадлежность самолета,что упрощало унификацию и замену двигателей.Так же самолет имел вспомогательную силовую установку для кондиционирования воздуха во время стоянки и запуска основных двигателей.

Низкорасположенное крыло имело большую площадь(70 кв.м),что позволило отказаться от сложной механизации для улучшения взлетно-посадочных характеристик.Каждое полукрыло имело элерон и три секции закрылков.В нижней части крыла располагались ниши основных опор шасси.Внутри крыла в баках-кессонах располагалось топливо.

Хвостовое оперение Т-образной схемы.

Шасси  с большим запасом прочности,мягкой амортизацией и колесами большого диаметра позволяло эксплуатировать самолет на любых аэродромах.Носовая управляемая опора убиралась вперед в нишу в фюзеляже,а основные опоры-«под себя» к продольной оси фюзеляжа в ниши в крыле.

К моменту прекращения производства в 1981 году было выпущено 1011 самолетов.  К 1993 году «Аэрофлот» на Як-40 перевез в общей сложности более 350 миллионов пассажиров. Хотя Як-40 имел сертификат качества Западной Европы,заказы на него из-за рубежа поступали,как правило,только от социалистических стран.

В разных модификациях Як-40 использовался как грузо-пассажирский,грузовой,парашютно-десантный,санитарный,для испытаний авиационного радиоэлектронного оборудования,испытания двигателей,как калибровщик аэродромных систем,для проведения наземных и метеорологических  наблюдений и обработки облаков.В армии использовался в качестве учебной цели для самолетов-разведчиков МиГ-25Р,а в Польше-в качестве буксировщика мишеней.

В наши дни самолет  Як-40 используют,в основном,в качестве VIP-транспорта.

После проведения исследований(1999 г.)  в КБ им. Яковлева были разработаны программы по усилению планера и увеличению ресурса в 2 раза,установке нового  БРЭО и двигателей Американского производства,но все они остались неосуществленными.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Это вам должно понравиться:

☛ Самолет Ан-2
             Обладающий хорошей управляемостью,превосходными взлетно-посадочными характеристиками,отличающийся высокой экономичностью,самолет Ан-2-наряду с его китайской копией Y-5-до сих пор остается  в эксплуатации во многих странах мира.Появившийся в 1940-у ...
☛ Ан-26
                         Ан-26 является модификацией исходной модели Ан-24Т,но имеет много отличий.Наиболее заметное-более широкий грузовой люк с рампой в хвостовой части.Ан-26-первый ...
☛ Ан-24
                            В середине 1950-х годов потребовался самолет для замены Ил-14.Самолет должен был обслуживать линии малой и ...
☛ Самолет Як-42
   В начале 70-х годов "Аэрофлоту" потребовался самолет для замены устаревающих Ту-104,Ту-134,Ил-18.Самолет должен был быть нетребовательным в эксплуатации,мог использовать аэродромы с ограниченными возможностями и слабо подготовленными ВПП. Работы начались в ...
☛ Ближнемагистральный самолет Ту-134
                     Самолет  Ту-134-один из самых распространенных самолетов "Аэрофлота" и авиакомпаний стран соцлагеря. Эксплуатируется до сих пор.           ...
Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *