Самолет Як-42

671   В начале 70-х годов «Аэрофлоту» потребовался самолет для замены устаревающих Ту-104,Ту-134,Ил-18.Самолет должен был быть нетребовательным в эксплуатации,мог использовать аэродромы с ограниченными возможностями и слабо подготовленными ВПП. Работы начались в 1972 году в ОКБ Яковлева.С  точки зрения размера,массы,вместимости Як-42 являлся самым крупным на тот момент изделием.Он был в четыре раза тяжелее Як-40. В первом приближении самолет выглядел как увеличенный Як-40 с двумя двигателями Д-30К.Как и на Як-40 имелся встроенный трап в хвостовой части.Крыло имело небольшую стреловидность по передней кромке.Но в ОКБ решили,что данный двигатель не подходит и в конце 1972 года самолет получил трехдвигательную компоновку, с двигателями Д-36 конструкции В.А.Лотарева.Для окончательного решения вопроса о стреловидности крыла приняли решение строить прототипы  с крыльями  с углами стреловидности 11 и 23.Для снижения массы самолета крыло было неразъемным,а канал воздухозаборника выполнялся монолитным из композитов.                                                                                                                                                    Первый прототип Як-42(СССР-1974) взлетел 7 марта 1975 года.Крыло со стреловидностью 11 градусов не имело предкрылков,не устанавливались некоторые бортовые системы.                                                                                               Второй прототип(СССР-1975) имел удлиненный салон и крыло со стреловидностью 23 градуса с нещелевыми закрылками увеличенной площади.                                                                                                                                                                           Третий прототип(СССР-1976) имел окончательно выбранное крыло со стреловидностью 23 градуса и имел доработанное шасси.Были установлены все системы.                                                                                                                                                     Четвертый прототип (СССР-1977) в целом был похож на третий,но имел противоштопорный парашют для испытаний по выходу из штопора.                                                                                                                                                                                                  В апреле 1978 года началось серийное производство,сначала в Смоленске,а затем в Саратове.К середине 1981 года летало только 10 самолетов,у которых существовал ряд конструктивных проблем.Доработки осуществлялись прямо на линии сборки.Изменялись законцовки крыла,основные опоры шасси вместо двухколесных стали четырехколёсными с тележкой,увеличили площадь закрылков,отказались от заостренного обтекателя законцовки киля.                                                                                                                                                                                     22 декабря 1980 года Як-42 «Аэрофлота» начал обслуживание пассажиров на линии Москва-Краснодар.                        Репутацию Як-42 серьезно подорвала  катастрофа под Мозырем(Белоруссия) 28 июня 1982 года.Неисправность винтового механизма перестановки стабилизатора привела к разрушению хвостового оперения,самолет упал;экипаж и пассажиры погибли.Полеты Як-42 временно запретили и возобновили после доработок только в октябре 1984 года.                                                                                                                                                                                               В 1982 году в Саратове начали выпускать Як-42Д.Он имел увеличенную дальность полета.Планировалось выпустить порядка 2000 машин,но распад СССР привел к резкому сокращению заказов.К 1995 году было выпущено всего 185 машин,в том числе 105 Як-42Д.                                                                                                                             Самолет Як-42 имел очень ограниченные поставки за рубеж.Прямые продажи осуществлялись только на Кубу(4) и в Китай(8).Несколько машин были сданы в лизинг Ирану и Пакистану.                                                                                                  Позднее Як-42 стали использовать эксплуатанты,занимающиеся VIP-перевозками,для чего были созданы несколько вариантов интерьера. Два VIP-самолета используют ВМС Китая.                                                                                         Строились специальные варианты Як-42.                                                                                                                                                                   Як-42Е-ЛЛ являлся летающей лабораторией для испытаний турбовентиляторного двигателя Д-236.Его устанавливали вместо правого Д-36.                                                                                                                                                                                                 Як-42Ф-самолет оснащенный топографо-геодезическим оборудованием для исследования ресурсов Земли.                                                                                                                                                                                                                                                                   Также были варианты оборудования Як-42 импортной авионикой и двигателями Д-436,но в серию они не пошли.                                                                                                                                                                                                                                                                После катастрофы 7 сентября 2011 года прокуратура проверила 15 российских перевозчиков использующих самолет Як-42.Полеты 10 самолетов были остановлены.                                                                                                                                    На ноябрь 2012 года в эксплуатации находилось около 90 самолетов в 34 авиакомпаниях.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Это вам должно понравиться:

☛ Самолет Як-40
             К середине 60-х годов прошлого века потребовался самолет для замены Ил-14 на местных воздушных линиях.В итоге появился самолет  Як-40,который с успехом заменил Ли-2,Ил-12 и ...
☛ Самолет Ан-2
             Обладающий хорошей управляемостью,превосходными взлетно-посадочными характеристиками,отличающийся высокой экономичностью,самолет Ан-2-наряду с его китайской копией Y-5-до сих пор остается  в эксплуатации во многих странах мира.Появившийся в 1940-у ...
☛ Ан-26
                         Ан-26 является модификацией исходной модели Ан-24Т,но имеет много отличий.Наиболее заметное-более широкий грузовой люк с рампой в хвостовой части.Ан-26-первый ...
☛ Ан-24
                            В середине 1950-х годов потребовался самолет для замены Ил-14.Самолет должен был обслуживать линии малой и ...
☛ Ближнемагистральный самолет Ту-134
                     Самолет  Ту-134-один из самых распространенных самолетов "Аэрофлота" и авиакомпаний стран соцлагеря. Эксплуатируется до сих пор.           ...
Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *